|
Mercedes W140 |
Mercedes-Benz W140 — флагман S-класса компании, выпускавшийся с 1991-го по 1998-ой год. 140-ой пришёл на смену морально устаревшему 126-му, который был весьма популярен вплоть до начала 90-х. Кроме обновленного дизайна корпуса с улучшенной аэродинамикой, новый автомобиль привнёс в свою серию целый ряд новшеств: двойное остекление, поднимающиеся при включении задней передачи хвостовые антенны и автоматизированные системы закрытия дверей и багажника, а также климатического контроля – последняя продолжала функционировать даже после выключения двигателя. По аналогии с предшественником, W140-ой выпускался с короткой (модель W140) и длинной (модель V140) базами, а также в форме двухдверного купе (модель С140), который в 1996-ом году был выделен в отдельный CL-класс.
Эволюция моделей, их особенности и разновидности
|
Mercedes V140 |
Mercedes-Benz W140 впервые был представлен широкой публике в марте 1991-го года на Женевском автосалоне. Первоначально предполагалось всего восемь модификаций – линейка моделей включала всего две базы и четыре типа двигателей. Первыми дебютировали автомобили "300SE" и "300SEL" – литерой "L" обозначались версии с удлиненной на 10 см колесной базой, которые помимо этого были на 10 кг тяжелее. Не считая этих сугубо технических отличий, в остальном автомобили были совершенно идентичны. Седаны оснащались шестицилиндровым двигателем M104E32 (104 л.с, 990 Нм) и пятиступенчатой механической коробкой передач. К слову, разработанный ещё в 1989-ом году двигатель объемом 3,2 л впервые был установлен именно на W140. Позже линейку дополнили ставшие для S-класса традиционными модели с V-образными восьмицилиндровыми моторами: 400SE и 400SEL, а также 500SE и 500SEL. Двигатель М119E50 (119 л.с, 970 Нм) объёмом пять литров был запущен в производство на два года ранее кузова W140, и как раз его "урезанная" версия с рабочим объемом 4,2 л – М119E42 (119 л.с, 971 Нм) – и стала сердцем W140-ой модели. Стандартная комплектация восьмицилиндровых моделей включала в себя четырехступечатую автоматическую коробку передач, а также легкосплавные диски с шинами 235/60ZR16 (взамен 225/60R16, которыми комплектовались "трехсотые") и ещё много другого полезного оборудования.
|
Mercedes W140 400SE |
Но наиболее пристального внимания публики удостоился флагман нового поколения, впервые за всю послевоенную историю марки оснащенный двенадцатицилиндровым двигателем М120E60 (120 л.с, 980 Нм). Модели 600SE и 600SEL получили в России неофициальное прозвище "шестисотый" (о чём пойдёт речь ниже), а для самой же компании цифра 600 являлась отсылкой к W100 «600» – легендарному лимузину, выпускавшемуся с 1964-го по 1981-ой и составлявшему конкуренцию автомобилям не только представительского, но так называемого элитарного класса вроде Phantom V от Rolls-Royce.
|
Mercedes 600SE W140 |
В марте 1992-го года на Женевском автосалоне было представлено созданное на базе S-класса купе, означенное индексом С140. По аналогии с предшественником – С126-ым, у автомобиля отсутствовали средние стойки кузова. Шестицилиндровые двигатели на купе не ставились, выпускались только модели 500SEC и 600SEC с теми же двигателями и трансмиссиями, что и соответствующие седаны.
В общем и целом, как седаны, так и купе 140-ой серии произвели на публику положительное впечатление, о чём красноречиво свидетельствуют данные о продажах. Но, тем не менее, их немаленькие габариты, а также стоимость, более чем на четверть превысившая цену предшественника (90 тыс. DM за 300SE, и 220 – за 600SEC) послужили поводом для нареканий со стороны покупателей.
|
300SE 2.8 W140 |
В ответ на что в рамках Парижского автосалона, проходившего в октябре 1992-го года, представляется пара „бюджетных“ моделей: 300SE 2.8 и 300SD Turbo. Первая была оснащёна аналогичным 300-му SE двигателем, но меньшим объёмом – всего 2,8 л (M104E28, 104 л.с., 944 Нм) – и соответствующей механической коробкой передач. Вторая – 300SD Turbo – оснащалась турбодизельным 3,5-литровым шестицилиндровым OM603D35A (103 л.с, 971 Нм). По традиции, существующей с 1978-го года, модели S-класса с дизельными двигателями предназначались исключительно на экспорт в Северную Америку, за счет чего их комплектация отличалась некоторыми характерными особенностями – к примеру, автоматическая коробка передач, являющая, как правило, присущей более дорогим модификациям опцией, здесь входила в стандартный набор. Сошедшие с конвейера в октябре 1991-го года первые партии автомобилей на самом деле были отправлены через Атлантику. А в сентябре 1992-го модель стала доступной и на других рынках – и стала очень популярной для использования в служебных целях различными компаниями и таксопарками.
|
300SD Turbo W140 |
Ужесточение требований к выхлопным газам вынудило Mercedes-Benz урезать мощности остальных двигателей за счёт ограничения впрыска при больших оборотах. Это практически не сказалось на динамических характеристиках автомобилей, зато улучшило показатели расхода топлива. Появление таких "бюджетных" моделей S-класса дало компании возможность сделать лучше комплектации более дорогих моделей, с января 1993-го года отказавшись от МКПП на 300SE и 300SEL, а также заменив 225/60R16-е шины на 235/60R16.
|
600SEC W140 |
С июня 1993-го года компания Mercedes-Benz вводит новую систему обозначения моделей, основой которой становится буквенное обозначение класса автомобиля в сочетании с цифрами, которые, как и прежде обозначают объём двигателя. В соответствии с новой системой были переименованы все существующие модификации W140-го: 300SD Turbo превратился в S350 Turbodiesel, 300SE 2.8 стал S280-ым, 300SE и 300SEL – S320-ми, 400SE и 400SEL – S420-ми, 500SE, 500SEL и 500SEC стали S500-ми, 600SE, 600SEL и 600SEC – S600-ми. В дополнение ко всему прочему также был снижен на 6-9 мм (в зависимости от модификации) клиренс автомобиля, что позволило снизить расход топлива за счёт увеличения прижимающей к дороге силы.
|
Mercedes S280 W140 |
При этом превращение 300SE и 300SEL не ограничилось одним лишь переименованием. В новой системе распределенного впрыска (LH-Jetronic) была произведена замена проволочного датчика массового расхода воздуха пленочным (он же – мембранный), появившимся ещё на двигателе M104E28 в модификации 104 л.с, 944 Нм. Как и M104E28 , новый М104E32 также был промаркирован индексом 104.994. Обновленный двигатель отличался тем, что более низким оборотам теперь соответствовали более высокие значения крутящего момента.
|
Mercedes S320 W140 |
В 1994-ом году модель претерпела ряд изменений, поскольку несмотря на высокие оценки покупателей, за первые три года продаж автомобилю так и не удалось достичь показателей предшественника – W126-го. Поэтому было принято решение провести ряд мероприятий, направленных на снижение цены W140-го. Февраль ознаменовался появлением в линейке купе новой "облегченной" модели S420 (тогда купе ещё не были выделены в отдельный CL -класс). А в марте рестайлингу подвергся и седан. Внешние изменения коснулись оптики – стекла указателей поворота, ранее оранжевые, были заменены прозрачными, по-новому стали выглядеть и задние фонари. Кроме того, был снижен клиренс автомобиля, а пластиковые бамперы стали теперь окрашиваться под цвет кузова. Также был обновлен салон и бортовая электроника. А флагман – седан S600 – обзавелся характерной узнаваемой решёткой радиатора.
|
Mercedes S600 W140 |
V-образные восьми- и двенадцатиклапанные двигатели тоже получили ряд усовершенствований: М119-ый мотор был оснащён новым коленчатым валом, облегченными поршнями, новой системой контроля клапанов, а также – оптимизированным блоком управления двигателем и индивидуальными катушками зажигания на каждый цилиндр. Два последних изменения коснулись и М120-го мотора. Помимо этого автомобили получили и обновленную АКПП – более легкую и компактную, с электронным управлением и пятой повышенной передачей, блокировочный механизм которой реализовывался на основе гидротрансформатора. В результате все эти нововведения привели к снижению расхода топлива на 7% и уменьшению выброса угарного и прочих вредных газов почти в два раза – на 40%, причём это никак не отразилось на динамических характеристиках автомобиля.
В июне 1996-го года модель претерпевает последние изменения. Купе обновляется по тому же принципу, что и седан в 1994-ом. Параллельно с этим компания принимает решение о выделении купе в отдельный CL-класс (аббревиатура CL расшифровывается как "Comfort Leicht", что в переводе означает "Легкий и комфортный"), продолжая тем самым дальнейшее развитие собственной системы классификации.
|
Mercedes Pullman W140 |
При этом седана также коснулись изменения, ранее внедренные в конструкцию купе: помогающие ориентироваться при парковке выдвижные антенны на задних крыльях были заменены радарной системой – Parktronic. Также модель была оснащена GPS-приёмником – системой спутниковой навигации. Параллельно с этим S350 Turbodiesel был заменен моделью S300 Turbodiesel с трёхлитровым турбодизельным двигателем ОМ606. Уменьшение рабочего объёма двигателя позволило снизить расход топлива, при этом динамические свойства машины совершенно не пострадали, напротив, став даже лучше – это было достигнуто за счёт удвоения числа клапанов и внедрением турбонаддува с промежуточным охлаждением.
|
Бронированный W140 |
Но даже все эти новшества и увеличение к концу 90-х объёмов производства и, вместе с тем, продаж всё равно не позволили W140-му хотя бы догнать по этим показателям W126-ой.
И всё же, невзирая ни на что, значение W140-го представителя S-класса для Mercedes нельзя недооценивать. Эта модель стала символом и эталонным образцом автомобилей представительского класса (F), задав своего рода стандарт и утвердив лидерство компании в этом сегменте на много лет вперёд. Производство начинают сворачивать в июле 1998-го года, а окончательная остановка конвейера происходит 25 августа, при этом вплоть до 2000-го продолжается мелкосерийный выпуск W140-ых – в виде спецсерий бронированных Sonderschutz и удлинённых лимузинов Pullman. А на смену W140-му приходит новый представитель S-класса – Mercedes-Benz W220 с соответствующим ему купе C215.
Особенности модели
|
Mercedes V140 |
Mercedes-Benz W140 радикально повлиял на будущие модели не только своей марки, но и всего мирового автомобильного сообщества, задав соответствующий тон. Эта модификация была одной из немногих, где применялась система двойного стеклопакета, что позволяло гарантировано изолировать водителя и пассажиров от внешних источников шума, а также надёжно препятствовало образованию конденсата и запотеванию стекол. Кроме того, электростеклоподъёмники работали таким образом, что при встрече постороннего препятствия на пути движения стекла оно автоматически останавливалось. Помимо этого, на W140-ом была впервые применена система электрической коррекции положения салонного зеркала заднего вида, а боковые можно было сложить нажатием одной-единственной клавиши. Характерной особенностью W140-ых ранних выпусков было наличие задних антенн, поднимающихся при включении задней передачи и облегчающих парковку – такая необходимость была вызвана большими габаритами автомобиля.
|
Mercedes S280 W140 |
Поскольку седаны представительского класса обычно позиционируются как автомобили для пассажиров, особое внимание про проектировании таких автомобилей всегда уделяется комфорту задних мест. В данном случае они оборудовались электроподогревом, а в отдельных исполнениях задние кресла могли комплектоваться ортопедическими сиденьями с надувными подушками. Благодаря удлиненной базе V140-ых задним пассажирам дополнительно предоставлялось 10 лишних сантиметров до спинок передних кресел. А С140-ые купе, напротив, ориентировались на удобство и комфорт водителя и переднего пассажира.
Новшества и технологические прорывы
|
Mercedes S420 W140 |
С технологической точки зрения, Mercedes W140 является своеобразным мостом между эпохами механики и компьютеризированной электроники. Именно поэтому за семь лет своего производства автомобили первых и более поздних серий существенно отличались комплектациями. К примеру, в 1996-ом году все они были оснащены новой тормозной системой, при экстренном торможении задействовавшая не только передние, но и задние колеса. Помимо этого автомобили начали оснащать компьютерной системой стабилизации ESP, которую впоследствии выпускали по лицензии и для других производителей автомобилей. Также эта модель комплектовалась боковыми подушками безопасности – впервые за всю историю марки.
|
S300 Turbodiesel W140 |
Однако по репутации автомобиля – особенно с точки зрения его безопасности – был нанесен существенный удар после случившегося в августе 1997-го года дорожно-транспортного происшествия, всколыхнувшего всю мировую общественность. Речь идёт о гибели принцессы Дианы – она находилась в салоне S280-го, на скорости около сотни километров в час врезавшегося в колонну Парижского путепровода. Никто из находившихся в автомобиле троих людей не выжил. Позже представители компании заявили, что никакой автомобиль не защитит от действий нетрезвого водителя, нарушающего правила дорожного движения – что и послужило причиной этой страшной катастрофы. К тому же, пассажиры отказались воспользоваться ремнями безопасности, а как раз это могло бы спасти их жизни.
Нестандартные модели и спецсерии
|
Mercedes Sonderschutz |
Mercedes W140 выпускался не только линейкой стандартных моделей, но и во множестве специальных мелкосерийных модификаций. На базе 500SEL и 600SEL в феврале 1992-го года был налажен выпуск бронированной спецсерии «Sonderschutz» (в переводе означает "Спецзащита") – это были автомобили класса B6+/B7, оснащённые бронированными окнами, дополнительными металлическими плитами и специальными шинами типа CT265/40R500 114H – всё вместе это на полторы тонны утяжелило автомобиль.
|
Pullman Sonderschutz |
Ещё одной спецсерией стали лимузины Pullman. Традиционно удлинением Мерседесов занималась фирма Binz, но в июле 96-го года заказы на такие S600 стали приниматься непосредственно Daimler-ом – V140-ой распиливался, и добавлялась вставка длиной в целый метр. А с июля месяца 1997-го года лимузин Pullman стал выпускаться и на базе V140-го S500. Ранее, в сентябре 95-го, свет увидел так называемый «Pullman-Sonderschutz», представляющий собой бронированный лимузин, в котором были совмещены отличительные особенности обеих спецсерий. Работа по созданию данных модификаций являлась очень трудоемкой, поскольку все манипуляции выполнялись вручную, и оформлялась исключительно по индивидуальным договоренностям с клиентами (именно поэтому официально цена на них никогда не озвучивалась), а по срокам на это могло уйти до двух лет. Вот почему последние 140-ые были отправлены новым хозяевам только лишь в марте 2000-го года. Ещё в марте 1997-го года появилась уникальнейшая модификация на базе V140 S500, выполненная по спецзаказу Ватикана: ландо для Папы Римского, прозванный в народе "Папамобилем". И если он был собран в одном-едином экземпляре, то вот точное число "обычных" броневиков и лимузинов доселе неизвестно, поскольку по документам они значились стандартными «пятисотыми» и «шестисотыми».
|
W240 Maybach |
И если уж сама компания остановилась на выпуске перечисленных модификаций, то независимые тюнеры пошли дальше, создав множество других интересных моделей. К примеру, в период выпуска W140-ых, Mercedes-Benz начал тесное сотрудничество с фирмой AMG. Когда в конце 50-ых Daimler ушёл из автоспорта, перепрофилированием Мерседосов в гоночные автомобили занялась группа инженеров-энтузиастов, в 1967-ом году образовавших в Аффальтербахе специализирующуюся на этом фирму. Они участвовали в соревнованиях различных лиг автомобильного спорта, преимущественно в DTM, при этом машины продавались и частным клиентам.
К началу 1993-го с AMG было заключено соглашение, в результате которого она становилась официальным тюнером компании и занималась доработкой стандартных моделей. После появления двенадцатицилиндровго двигателя M120 у AMG появилась возможность создать ряд модификаций Суперкаров, что, в свою очередь, повлекло создание моторов объемами в 6,9, 7,1 и 7,3 литра.
|
W140 Brabus |
А в 1997-ом году специально для султана Брунея – Хассанала Болкиаха – AMG выпустил десяток автомобилей, базой для которых послужили ранее разработанные прототипы карет скорой помощи. Внешне машины выглядели как универсалы с передом от С140-го, а под капотом обнаруживался двенадцатицилиндровый мотор объёмом 7,3 литра.
|
Mercedes W140 AMG |
Кроме того, создавались и другие модификации W140-го: шестиместный лимузин от Brabus-а, получившийся из удлиненного на полметра V140-го, полноценный кабриолет от Lumano, получившийся из лишенного крыши C140-го, на основе последнего также был создан трёхдверный лифтбэк от Zagato. Помимо этого, удлиненные модели были созданы также фирмой Caro и Binz, а компанией Carat Duchatelet был создан «Pullman-Sonderschutz» – как они его видели.
Итоговая оценка
По мнению многих, W140 от Mercedes стала последней моделью из тех, высокое качество которых основывалось на технологических новшествах и значило гораздо больше экономичности и затратности. В Западной Европе – и самой Германии в частности – этой модели так и не удалось догнать по показателям продаж своего предшественника – с конвейера сошло всего 432 732 автомобиля, из них 26 022 – купе. При этом аналогичный показатель для W126-ого был в два раза больше.
|
Mercedes "Папомобиль" |
И всё же все те, кто смог позволить себе этот автомобиль, отмечали его высокое качество. Бытует мнение, что именно 140-ая модель задала тон S-классу, вытеснив полноразмерный седан и заменив его представительским лимузином, явившись, фактически, идеологическим преемником ставшего легендой лимузина W100 600, в пользу чего свидетельствует флагман – V140 600SEL/S600.
К слову, последняя цифра оказалась исторической для российского рынка. Ставшее именем нарицательным прозвище "Шестисотый" флагман престижной немецкой компании получил, приглянувшись новому поколению российской элиты (так называемым "новым русским") – ведь его серийное производство началось 1991-ом году, как раз после распада Советского Союза. После того, как W140 был снят с производства, мерседесовский S-класс вновь вернулся к полноразмерным седанам, а новым флагманом компании стал лимузин W240 от дочерней фирмы Maybach – к слову, от 140-го у новой модели остались шасси.
Интересные факты
В России первым обладателем шестисотого «Мерседеса» стал Владимир Жириновский.
Также эту модель очень любили снимать в сериалах и фильмах: именно на таком персонаж сериала "Бригада" Валерий Филатов попадает с друзьями в аварию, которая едва не стоила им жизни. Помимо этого "шестисотый" засветился в сериалах "Мент в законе", "Крот", "Бандитский Петербург" и прочих.