В 1997 году в семействе Mercedes-Benz появились городские и пригородные автобусы Citaro, положившие конец эпохе автобусов кубического дизайна.
|
Mercedes-Benz Citaro |
Городские модели Citaro получили низкую посадку - высота пола над дорогой составляет около 320-340 мм. Высота остается одинаковой по всей протяженности салона за счет того, что моторный отсек с вертикальным двигателем смещен на заднюю площадку в ее левый угол. Применение портального заднего моста также влияет на сохранность высоты пола.
К семейству Citaro относятся модели соло с двумя осями (городской - С, пригородные - U и MU), 15-метровый трехосный Citaro L и совмещенная модель G, а также новинка – Citaro MU пригородного назначения, длиной в 13,1 метра.
Водородные топливные элементы
|
Mercedes-Benz Citaro
на водородных элементах |
С 2001 года испытываются автобусы Citaro с использованием водородных топливных элементов. Испытания по программе Евросоюза проходят в таких городах, как Амстердам, Гамбург, Барселона, Лондон, Люксембург, Мадрид, Рейкьявик, Порту, Штутгарт и Стамбул. По три автобуса позднее запустили Пекин и австралийский город Перт. В общей сложности испытания проходят 36 автобусов. За три года, начиная с 2003, Citaro проехал более 2 млн км.и перевез 6 млн пассажиров.
На каждом автобусе Citaro установлено два водородных топливных элемента общей мощностью 250 кВт. Эти топливные элементы производятся канадской компанией Ballard Power Systems. На крыше автобуса стоят 9 баллонов, хранящих водород массой 40-42 кг. Расход водорода составляет 0,25 кг/км (по данным испытаний в Лондоне). Максимальная скорость автобуса – 80 км/ч. На одной заправке Citaro может проехать 165 км.
Citaro второго поколения
|
Mercedes-Benz Citaro 1998 г.в. |
Citaro получил обновления во всем – начиная с переднего бампера и заканчивая задними фонарями. Citaro проектировался с чистого листа, как утверждают разработчики компании, и конструкция автобуса это доказывает. Такой основательный подход к производству новой модели вызван рыночными отношениями: для перевозчиков появляется возможность получить более экономичный автобус, для пассажиров – более безопасный и комфортабельный, для водителей – автоматизированное удобное рабочее место. Появление Citaro в 1997 году положило конец эпохе автобусов с кубическим дизайном, служащим только для функциональности. Новая модель автобуса хотя и придерживается тех же традиций, но расширяет при этом горизонты развития пригородных и городских автобусов.
Дизайн
|
Mercedes-Benz Citaro 2000 г.в. |
В новом Citaro выделяется большое изогнутое ветровое стекло и крупные блок-фары миндалевидной формы. Благодаря дизайнерам облик автобуса приобрел новый стиль именно за счет этих характерных элементов, а также линий капота и бампера. Транспортное средство нового поколения встречает пассажиров, всем своим видом как бы излучая дружелюбность. Плавно изогнутая боковая линия выделяет арки колес и кабину водителя. На 120 мм ниже, по сравнению с предшествующей моделью, стал боковой пояс. Боковые окна также увеличились, однако высота самого кузова не изменилась.
Несмотря на то, что стекла утяжеляют вес автобуса, большие окна делают транспортное средство визуально более прозрачным и легким. Чтобы уменьшить возросшую массу оконных стекол, уменьшили с 4 мм до 3,15 мм их толщину. Боковые панели сделаны из легких алюминиевых панелей. Колесные арки выполнены из пластика. Задняя часть автобуса также стала более округлой.
Снизить вес автобуса инженерам удалось и за счет нового строения крыши. Теперь ее образуют два продольных кольца, которые идут по всей протяженности автобуса. Вес крыши обновленного Citaro составляет только 112 кг, в отличие от 137 кг у предыдущей модели.
Освещение и фары
|
Mercedes-Benz Citaro 2003 г.в. |
Современные технологии освещения воплощены в установленных на автобусе фарах с увеличенным световым потоком. Приборы головного освещения теперь объединены с дневными ходовыми огнями. Помимо этого, можно по желанию заказать светодиодные или биксеноновые фары. Также в список возможных опций добавлены противотуманные фары с интегрированными поворотниками.
Освещение в салоне Citaro производится при помощи светодиодов, что позволяет существенно сократить электропотребление. К тому же, как правило, такие светильники продолжают работать весь срок службы автобуса. Вход освещают светодиодные фонари. Светильники на потолке оснащены рефлекторами, которые направляют свет не только вниз, но и в стороны, что делает освещение более эффективным и мягким. Для потолочных светильников так же могут использоваться светодиоды.
Двигатель и коробка передач
|
Mercedes-Benz Citaro 2005 г.в. |
В качестве силового агрегата нового Citaro выступает экологичный компактный дизель с технологией BlueTec. Рабочий объем этого шестицилиндрового дизеля составляет 6,35 л, максимальный крутящий момент 1120 Нм и мощность - 210 кВт (286 л.с.). Помимо этого предлагается мощный двенадцатилитровый двигатель с более высокими показателями. В стандартном исполнении дизели отвечают экологическим нормам, принятым в Европе. Также могут устанавливаться версии двигателей, не требующих сажевого фильтра, что снижает цену автобуса, стоимость его обслуживания и вес. Такие дизели тоже соответствуют стандарту. Сажевый фильтр может быть приобретен как дополнительная опция.
Автоматическая коробка передач оснащена гидротрансформатором. Для приобретения наибольшей топливной эффективности тщательно выверены передаточные отношения механизмов трансмиссии. Компрессор с электронным управлением помогает снизить расход топлива. Он устанавливается на автобусах этого же класса с двигателем OM 457 LA. В пневмосистеме новой модели давление увеличено и достигает 13 бар. У заднего моста и автоматической коробки интервалы технического обслуживания продлены с 12 до 18 тыс. км, благодаря чему снижаются эксплуатационные расходы.
Кабина водителя
|
Mercedes-Benz Citaro 2006 г.в. |
В новом Citaro в сравнении с предыдущей моделью кардинально изменена кабина. Водительское место приподнято на 60 мм, в результате чего голова водителя находится на том же уровне, как и у пассажиров, что является более комфортным для водителя в психологическом плане. Одновременно с этим с места водителя улучшается панорамный обзор. Помимо этого изменения коснулись и дверцы. Теперь петли двери располагаются сзади, это дает водителю возможность быстрее и проще выходить и заходить в автобус по прямой линии. В двери размещается просторный отсек для сумки. Имеется также отделение, куда можно поставить бутылку с напитком. Все это делает дверцу более функциональной.
Для того, чтобы информационное табло не закрывало видимость, например, светофора, его приподняли на 72 мм. Ветровое стекло также приподнято на 60 мм. Помимо этого, подоконник бокового окна стал более низким, а педали более эргономичными, что непременно оценят водители нового Citaro.
Приборная панель нового Citaro соответствует спецификации, которая существует в корпорации германских транспортных инженеров. Водитель может регулировать ее положение по своему усмотрению. На приборном щитке находятся два круглых больших циферблата тахометра и спидометра. Циферблаты имеют серый фон, что является удобным и комфортным для зрения. Между ними располагается цветной многофункциональный дисплей, которым водитель управляет с помощью клавиш, находящихся на руле. Такая система раньше использовалась только на туристических автобусах. В верхней части приборной панели находятся контрольные лампочки.
|
Салон Mercedes-Benz Citaro 2003 г.в. |
Клавиши управления были перемещены согласно результатам последних исследований эргономики. В результате те клавиши управления дверьми, которые используются чаще всего, теперь находятся ближе к водителю, у нижнего края. Выше размещаются клавиши, используемые для управления коробкой передач. Они представляют собой горизонтальную полосу. Переключатель света теперь размещается так, чтобы водитель имел возможность постоянно его видеть. Для того, чтобы на приборной панели можно было расположить дополнительное оборудование, конструкторы позаботились о том, чтобы она была прочно закреплена. Также была улучшена эргономика и вентиляция. Уменьшена нагрузка на заднюю ось благодаря большей длине базы. У одиночного автобуса увеличилась длина кузова. Если у предыдущей модели она была 11950 мм, то у новой модели длина составляет 12105 мм. Для оптимального размещения двигателей, соответствующих стандарту Евро-6, был увеличен размер колесной базы. В результате появилась возможность для улучшения планировки салона. Для увеличения безопасности водителя в случае столкновения увеличен передний свес. Теперь его большая длина дает дополнительное пространство. Несмотря на то, что был увеличен передний свес, расстояние между передней осью и углом бампера осталось прежним, поэтому и маневренность Citaro не стала хуже.
Увеличен промежуток между сменами фильтра, а в качестве опции есть более дешевый вариант системы кондиционирования, которая уменьшает расходы на эксплуатацию. Впрочем, водитель может пользоваться и окном, которое управляется нажатием клавиши.
Салон
|
Mercedes-Benz Citaro 2011 г.в. |
Пассажирские сиденья, установленные консольно, демонстрируют, что некоторые решения были заимствованы из предыдущей модели. Городские автобусы комплектуются креслами City Star Eco. В модели Citaro Ü устанавливаются сиденья Inter Star Eco, которые предназначены для пригородных перевозок на дальние расстояния. Все сиденья производятся непосредственно компанией Mercedes-Benz. При заказе автобуса перевозчик может выбрать любую из нескольких предлагаемых схем расположения сидений. Планировка салона не зависит от вентиляционной системы. Потолок салона создает вентиляционную решетку, целостную по всей протяженности автобуса. Сквозь нее поступает свежий воздух, который попадает в автобус сквозь открытые люки в крыше, не создавая сквозняков. Сами люки оборудованы электроприводом и закрываются автоматически при остановке двигателя или включении дворников.
Для Citaro II компанией Mercedes-Benz как дополнительная опция предлагается новая компактная система вентилирования воздуха. Она представлена отдельными приспособлениями, которые устанавливаются в крыше над люками. Охлажденный воздух идет тем же путем, что и при вентиляции салона. Систему можно регулировать в зависимости от температуры снаружи. У этой системы стоимость закупки и затраты на эксплуатацию ниже, чем у традиционной. Каждый охлаждающий прибор обладает мощностью в 3,8 кВт.
Новые маркетинговые идеи могут увеличить доходы перевозчика: к таким инновациям относятся места для рекламы внутри автобуса. В салоне установлены мониторы с экраном диагональю 48,26 или 55,88 см, которые также могут использоваться для рекламы. Для интерьера Citaro II использованы материалы светлых тонов, что делает его более привлекательным. Стеклянные перегородки, а также лампы, освещающие зоны входа-выхода и дополнительные, предназначенные для чтения, специальные лампы в салоне добавляют автобусу комфортабельности. На поверхности перегородок используется трафаретная печать, благодаря чему перегородки стали заметными. Помимо этого, для удобства пассажиров при держании, со стороны стойки у перегородок имеется вырез.
Безопасность
|
Mercedes-Benz Citaro |
Систему безопасности автобуса теперь представляет система ESP, которая до этого не использовалась на городских или низкопольных автобусах. Для городских автобусов в плане пассивной безопасности новый Citaro является примером для подражания. Теперь переработанная передняя силовая структура кузова автобуса соответствует всем стандартам при испытаниях на удар грузом. При разработке кузова нового автобуса учитывался вступающий в силу в 2017 году стандарт ECE R 66/01. Citaro уже соответствует ему.
Передний бампер автобуса имеет три составные части. Подобная конструкция в случае столкновения удешевляет ремонт и упрощает его. Углы переднего свеса часто повреждаются в нижней части, в особенности, когда автобус совершает маневры вблизи тротуарных бордюров. Новый Citaro в этих местах оборудован съемными панелями, которые легко заменяются.
Электрооборудование
Что касается электрооборудования автобуса, то в новом Citaro II используется более надежная и гибкая схема, которая позволяет упростить электропроводку. Надежность автобусу придает также и то, что проводка расположена под крышей, а не по днищу. Так она отлично защищена от воздействий извне. Помимо этого, разработчики в два раза сократили количество точек крепления. Если раньше для крепления использовались болты, то теперь их заменили унифицированные клипсы.
Citaro выпускает автобусы Citaro G – модель того же класса. В таких автобусах особенно важное значение имеет то, как проложен кабель. В связи с этим в новом Citaro использована С-образная схема, заменившая прежнюю, S-образную, что улучшает надежность эксплуатации автобуса.
В дополнение ко всему у Citaro II появились новые распашные двери, которые производит непосредственно сама компания Mercedes-Benz. Конструкция этих дверей имеет небольшой вес и низкие эксплуатационные затраты. Двери являются практически герметичными, благодаря использованию надежных резиновых уплотнителей. При движении автобуса плотно закрытые двери позволяют избежать аэродинамического шума. Только у нового Citaro имеется передняя дверь, открывающаяся вбок, как и задняя. Независимая передняя подвеска позволяет достигнуть исключительной плавности хода и хорошей управляемости автобуса.