«Vario» - самый тяжёлый автомобиль в семействе малотоннажников «Мерседес-Бенц»
|
Mercedes-Benz Vario |
Именем этот универсальный развозной автомобиль обзавёлся относительно недавно – в 1997 году, когда вслед за собратьями из семейства «Спринтеров» и «Вито» «Т2» претерпел значительную модернизацию «в духе девяностых». «Vario» значит «разноплановый, многосторонний», и грузовик вполне оправдывает своё название. Он с успехом решает множество самых разнообразных задач, как на городских улицах, так и на междугородних трассах.
История модельного ряда: от Т2 к «Vario»
А начиналась история серии малотоннажных автомобилей задолго до того, как они были наречены красивым именем собственным. В 1968 году немецким машиностроительным заводом «Hanomag» был презентован новый модельный ряд грузовых автомобилей F40/F66. Далее, после некоторых бизнес-перестановок и продажи акций, выпуск моделей этого семейства оказался в ведомстве концерна «Daimler-Benz». Проведя целую цепочку мероприятий по рестайлингу внешнего вида кабины и общей модернизации, концерн начал производство транспортёров уже под маркой «Mercedes», присвоив модельному ряду маркировку L406/L608. Узлы и агрегаты автомобилей марки «Mercedes» долгое время были унифицированы с начинкой грузовиков, брендированных как «Hanomag-Henschel» серии F. Это, кстати говоря, значительно продлило жизнь последних, давным-давно переставших выпускаться серийно (официально отказ от марки «Hanomag-Henschel» был оглашён представителями «Мерседеса» в 1974 году).
|
Mercedes-Benz Vario 815D |
1986 год стал стартовым для обновлённого «Мерседеса» серии «Т2». Модели прежней серии стали именоваться «T2 alt» (буквально, «alt» переводится с немецкого как «старый»), а новые модели, не мудрствуя, назвали «T2 neu». Но сборка старых «Т2» не прекратилась в одночасье. На протяжении двух лет обе серии выпускались параллельно, и иногда «Т2 alt» в виде бонуса от младшего собрата получал какое-нибудь новшество, типа широкой пластиковой решётки радиатора. Лицензию на выпуск серии «T2 alt» в начале 60-х приобрела иранская автомобилестроительная компания «Iran Khodro», и даже после революционного переворота 1979 года новое исламское государство не рассталось с идеей продолжить выпуск этого надёжного грузовика, переименовав марку в «Iran Khodro». Окончательно «Т2 alt» перестали выпускать лишь в начале девяностых годов.
Специализированный транспорт из серии мерседесовских моделей «Т2» был известен и в СССР. В очень ограниченных количествах импортировались автомобили скорой помощи и многопрофильные «технички», которые можно было приспособить даже для нужд армии. Кстати, большинство автомобилей «Т2», поставлявшихся в Россию в 1997-1998 годах имеют как раз самое что ни на есть военное прошлое. Они достались россиянам по наследству от Вооружённых сил Германии, обновлявших в то время устаревшую техническую базу. Преимущественно это были бортовые модели, фургоны, медицинские спецавтомобили типа «Амбуланса», выпущенных в самые разные годы. Ещё спустя несколько лет начался активный выкуп подержанных авто иранского производства.
Маркировка автомобилей серии "Т2"
|
Mercedes-Benz Vario 2011 года |
Автомобили серии «T2» маркировались следующим образом:
- бортовые платформы и фургоны - L408 // L508D // L608D // 608D;
- автобусы - O 309 // O 309D.
Исполнялись модели в трёх вариациях колёсной базы: 2950 мм, 3500 мм, 4100 мм. Грузоподъёмность техники этой серии варьировалась в пределах 1250 - 3470 кг. Модификаций по высоте кабины и крыши насчитывалось пять, и вписывались размеры в интервал 1600 мм – 1900 мм.
|
Mercedes-Benz Vario Van |
Позиционировавшийся как рабочая машина, малотоннажный грузовик «Т2» не блистал изысканной отделкой и выразительным экстерьером. Но, как любой «труженик», для которого не красота, а функциональность стоит на первом месте, он отвечал необходимым для нормальной работы критериям: обладал сверхнадёжной электрической частью, все узлы и агрегаты были доступны для ремонта и планового обслуживания, а аскетичные поверхности совсем несложно мыть и чистить. Можно сказать, что автомобиль сконструирован в соответствии с принципом «ничего лишнего».
Те претензии, которые предъявляются владельцами «Т2», как правило, связаны с внушительным возрастом авто и предельно активной нагрузкой при эксплуатации. К наиболее часто встречающимся повреждениям и недостаткам относятся: коррозия наружных металлических панелей, в особенности под пластиковой решёткой радиатора, изношенность задних дверей, в моделях, приспособленных под маршрутные такси, дефекты и коррозия обнаруживается в районе подножек. В автобусах иранской сборки полы изготовлены из фанеры, что при учете специфике транспорта приводит к скорой порче покрытия. Никаких нареканий обычно не вызывает силовой каркас кузова и рама – они отличаются особой прочностью и, как выясняется, очень долговечны и в отличие от металлических поверхностей, требующих замены, не нуждаются в ремонте.
Двигатели «Mercedes Т2»
Простота и надёжность техники – основные показатели качества рабочего автомобиля. Так считалось вплоть до конца шестидесятых годов XX столетия. Из этого постулата исходили конструкторы, когда устанавливали на «Т2» двигатели, которые не могли похвастаться повышенной мощностью, однако на малых оборотах обладали очень внушительной тяговой силой, причём без всякого турбонаддува и современных «битурбо».
Комплектация «Mercedes T2» разных годов
|
Mercedes-Benz Vario W670 |
Бензиновые двигатели (верхневальные, карбюраторные с цепным приводом ГРМ):
- М 121 – объем 2 л, мощность 68 лошадиных сил;
- М 115 – объём 2,2 л, мощность 75 лошадиных сил;
- М 102 – объём 2,3 л, мощность 70 лошадиных сил.
Дизельные четырёхцилиндровые двигатели:
- ОМ 621 – объём 2 л, мощность 55 лошадиных сил;
- ОМ 314 – объём 3,78 л, мощность 85 лошадиных сил;
- ОМ 615 – объём 2,2 л, мощность 60 лошадиных сил.
Эти три модификации относятся к нижневальным с шестеренчатым приводом. Модификации OM 314 и OM 352 отличаются от остальных (предкамерных) тем, что в этих двигателях топливо непосредственно впрыскивается. Их можно «вычислить» по большей шумности в работе двигателя.
|
Mercedes-Benz Vario 812D |
- ОМ 616 – объём 2,4 л, мощность 65 лошадиных сил, верхневальный дизель с цепным приводом ГРМ.
И, наконец, самый мощный из дизелей:
- шестицилиндровый двигатель ОМ 352 – объём 5,6 л, мощность 130 лошадиных сил.
Чрезвычайно редко можно встретить автомобиль из серии «Т2» с бензиновым мотором. Некоторые проблемы, обеспеченные особенностями работы цепи ГРМ и механизма натяжения, заставляют отдавать свой голос покупателей подержанных автомобилей дизелям с шестерёнчатым механизмом ГРМ, приводящим в действие и ТНДВ (топливный насос высокого давления). Сам топливный насос с рядным расположением плунжеров, устанавливавшийся на «Т2» старой серии, отличается сверхнадёжностью и почти всеядностью – его можно заправлять дизельным топливом любого качества, вплоть до солярки, разбавленной водой. Это вовсе не рекомендация, но замечено, что более поздние модификации – одноплунжерные насосы, выходят из строя быстрее при работе на топливе невысокого качества.
Недостатки в работе двигателей моделей «Mercedes T2»
- Выход из строя вследствие перегрева прокладки между головкой и блоком. Наиболее часто встречается на верхневальных модификациях. Система охлаждения может не справляться из-за загрязнения дизеля. В отличие от грузовика немецкой сборки, иранский не грешит подобным недостатком, так как система охлаждения рассчитана на местные температурные нормы и двигатель не перегревается даже в тридцатипятиградусную жару.
- Трудный и медленный прогрев двигателя. В этом случае знатоки советуют заменить радиатор на стандартный, но новой модели «Т2».
- Быстрый выход из строя стартера и поломка зубцов маховика.
Варианты трансмиссий «Mercedes T2»
|
Mercedes-Benz Vario Armored Truck |
По видам трансмиссии семейства грузовиков «Т2» разделяются на четыре вида: первые две – четырёх- и пятиступенчатая механика; вторая пара – гидромеханика W4 A018 (на ранних моделях) и W4 B035 на моделях 1978 года.
По надёжности все варианты имеют твёрдую «пятёрку», и проблем владельцам автомобилей не создают. Если своевременно производить замену масла и следить за его уровнем и цветом, то предсказуемо бесперебойное добротное функционирование агрегатов и механизмов. Особой продолжительностью работы радуют и диски сцепления, которые даже в сложных условиях езды по городу могут проходить до 100 тысяч километров. Сальник заднего моста требует частой замены – приблизительно раз в два года. Для переднего моста слабое звено – подшипники ступицы.
Если говорить об особенностях подвески, то надо отметить, что на моделях можно встретить две вариации рессорной подвески – обычная и усиленная. Ранние модификации выпускались с простейшей одноконтурной системой, а, начиная с 1973 года, на производстве проходила установка двухконтурной системы с усилителем вакуумного типа.
На всех колёсах грузовиков семейства «Т2» барабанные тормоза. Рулевой механизм – по типу винт-гайка в двух исполнениях – без гидроусиления и с гидроусилением.
Современные модели семейства «Mercedes-Benz Vario»
|
Mercedes-Benz Vario 815D |
В 1997 году начался новый отсчёт времени для грузовиков-малотоннажников, ставших выпускаться под названием «Vario». Принцип простоты конструкции, задекларированный предшественниками, полностью сохраняется. Это серьёзный рабочий развозной автомобиль, предназначенный для рейсов короткой и средней протяжённости. В соотношении функциональности, простоты эксплуатации, надёжности и цены это транспортное средство оптимально для решения различных коммерческих задач, связанных с перевозками людей и транспортировкой грузов. На сегодняшний день концерном выпускается более 60 вариантов исполнения этой модели.
От «Т2» новые модели отличает полностью обновлённая кабина – теперь она характеризуется хорошей обзорностью, комфортностью для водителя и пассажиров. «Vario» выпускается во множестве модификаций по длине колёсной базы, высоте крыши. Типы выпускаемых моделей грузовиков включают закрытый фургон, бортовую и самосвальную платформу, шасси. Многофункциональность автомобиля позволяет использовать его и на строительных работах, и для перевозки любого вида тарированных грузов, и в качестве специализированного транспорта.
Грузоподъёмность малотоннажников – до 4,4 тонны, внутреннее полезное пространство этого чрезвычайно вместительного автомобиля достигает 17,4 кубических метров. Кабина может быть обычной и сдвоенной, с высокой или стандартной крышей. На некоторых моделях (например, на платформах и шасси) предусмотрено четыре варианта колёсной базы, что позволяет значительно варьировать длину кузова. Полная масса автомобилей, представляющих семейство «Vario» находится в диапазоне от 3,5 до 8,2 тонн, причём существует возможность её увеличения или уменьшения, в зависимости от предполагаемой специализации.
Вместо множества вариантов двигателей эпохи «Т2» для «Vario» оставили только два унифицированных типа: пятицилиндровый ОМ 602 LA, мощность 122 лошадиные силы, дизель с турбонаддувом, и более мощный и новый дизель ОМ 904 LA, мощностью в 136 лошадиных сил, также с турбонаддувом. Оба двигателя с промежуточным охлаждением.
|
Mercedes-Benz Vario Cab Truck |
Опционно устанавливается повышающее комфортабельность автомобиля и надёжность работы агрегатов оборудование. Удобные анатомические кресла, система кондиционирования, система отопления сделают поездку более приятной, а установка разнообразного оснащения приведёт к лучшей управляемости грузовика. Возможна сборка полноприводной модификации «Vario», которая облегчит работу в условиях особой сложности (в моделях 814 DA и 8145 DA) полноприводный автомобиль оборудуется коробкой передач с понижающей ступенью.
На модели семейства «Vario» 618 D и 818 D с осени 2000 года устанавливается турбодизельный двигатель с прямым впрыском топлива и интеркулером, объёмом 4,2 л и мощностью 136 и 150 лошадиных сил соответственно. Для заряженных модификаций предусмотрена опционная установка двигателя с мощностью, повышенной до 177 лошадиных сил, которые включаются уже на 1200 оборотах. На варианты моделей 4х2 ставится механическая шестиступенчатая коробка передач. На данный момент есть модификации с пятиступенчатой АКПП с электронным типом управления.
|
Mercedes-Benz Vario Van |
Как уже говорилось, «Vario» - классический развозной грузовой автомобиль, что объясняет наличие подвесок на параболических рессорах, жёсткой рамы и цельной балки переднего моста. Все эти конструктивные особенности обеспечивают долговечность работы и более высокую прочность ходовой части. Тормозная система в сравнении с тем же «Т2» ощутимо усовершенствована – модели на всех колесах оснащены вентилируемыми дисковыми тормозами. Рулевое управление с гидроусилением. Современная двухконтурная тормозная система, снабжённая гидроприводом и пневмоприводом и оборудованная антипробуксовочной и антиблокировочной системами, входит в комплектацию моделей. С точки зрения удобства для водителя, вызывает положительную реакцию более продуманное расположение приборной панели и сиденье, имеющее несколько уровней регулировки, в том числе и по высоте. Для повышения уровня безопасности водительское место оборудуется трёхточечным ремнём безопасности с натяжителем, а также подушкой безопасности.
Какую бы задачу ни поставили перед тружеником «Vario», он обязательно выполнит её с немецкой обязательностью и ответственностью. Эти качества давно стали нормой для всех представителей семейства малотоннажников, выпускаемых под престижной и солидной маркой «Мерседес-Бенц».