Mercedes-Benz W140

Mercedes W140
Mercedes W140

Mercedes-Benz W140 — флагман S-класса компании, выпускавшийся с 1991-го по 1998-ой год. 140-ой пришёл на смену морально устаревшему 126-му, который был весьма популярен вплоть до начала 90-х. Кроме обновленного дизайна корпуса с улучшенной аэродинамикой, новый автомобиль привнёс в свою серию целый ряд новшеств: двойное остекление, поднимающиеся при включении задней передачи хвостовые антенны и автоматизированные системы закрытия дверей и багажника, а также климатического контроля – последняя продолжала функционировать даже после выключения двигателя. По аналогии с предшественником, W140-ой выпускался с короткой (модель W140) и длинной (модель V140) базами, а также в форме двухдверного купе (модель С140), который в 1996-ом году был выделен в отдельный CL-класс.

Эволюция моделей, их особенности и разновидности

v140
Mercedes V140

Mercedes-Benz W140 впервые был представлен широкой публике в марте 1991-го года на Женевском автосалоне. Первоначально предполагалось всего восемь модификаций – линейка моделей включала всего две базы и четыре типа двигателей. Первыми дебютировали автомобили "300SE" и "300SEL" – литерой "L" обозначались версии с удлиненной на 10 см колесной базой, которые помимо этого были на 10 кг тяжелее. Не считая этих сугубо технических отличий, в остальном автомобили были совершенно идентичны. Седаны оснащались шестицилиндровым двигателем M104E32 (104 л.с, 990 Нм) и пятиступенчатой механической коробкой передач. К слову, разработанный ещё в 1989-ом году двигатель объемом 3,2 л впервые был установлен именно на W140. Позже линейку дополнили ставшие для S-класса традиционными модели с V-образными восьмицилиндровыми моторами: 400SE и 400SEL, а также 500SE и 500SEL. Двигатель М119E50 (119 л.с, 970 Нм) объёмом пять литров был запущен в производство на два года ранее кузова W140, и как раз его "урезанная" версия с рабочим объемом 4,2 л – М119E42 (119 л.с, 971 Нм) – и стала сердцем W140-ой модели. Стандартная комплектация восьмицилиндровых моделей включала в себя четырехступечатую автоматическую коробку передач, а также легкосплавные диски с шинами 235/60ZR16 (взамен 225/60R16, которыми комплектовались "трехсотые") и ещё много другого полезного оборудования.

Mercedes W140 400SE
Mercedes W140 400SE

Но наиболее пристального внимания публики удостоился флагман нового поколения, впервые за всю послевоенную историю марки оснащенный двенадцатицилиндровым двигателем М120E60 (120 л.с, 980 Нм). Модели 600SE и 600SEL получили в России неофициальное прозвище "шестисотый" (о чём пойдёт речь ниже), а для самой же компании цифра 600 являлась отсылкой к W100 «600» – легендарному лимузину, выпускавшемуся с 1964-го по 1981-ой и составлявшему конкуренцию автомобилям не только представительского, но так называемого элитарного класса вроде Phantom V от Rolls-Royce.

Mercedes 600SE W140
Mercedes 600SE W140

В марте 1992-го года на Женевском автосалоне было представлено созданное на базе S-класса купе, означенное индексом С140. По аналогии с предшественником – С126-ым, у автомобиля отсутствовали средние стойки кузова. Шестицилиндровые двигатели на купе не ставились, выпускались только модели 500SEC и 600SEC с теми же двигателями и трансмиссиями, что и соответствующие седаны.

В общем и целом, как седаны, так и купе 140-ой серии произвели на публику положительное впечатление, о чём красноречиво свидетельствуют данные о продажах. Но, тем не менее, их немаленькие габариты, а также стоимость, более чем на четверть превысившая цену предшественника (90 тыс. DM за 300SE, и 220 – за 600SEC) послужили поводом для нареканий со стороны покупателей.

300SD Turbo W140
300SE 2.8 W140

В ответ на что в рамках Парижского автосалона, проходившего в октябре 1992-го года, представляется пара „бюджетных“ моделей: 300SE 2.8 и 300SD Turbo. Первая была оснащёна аналогичным 300-му SE двигателем, но меньшим объёмом – всего 2,8 л (M104E28, 104 л.с., 944 Нм) – и соответствующей механической коробкой передач. Вторая – 300SD Turbo – оснащалась турбодизельным 3,5-литровым шестицилиндровым OM603D35A (103 л.с, 971 Нм). По традиции, существующей с 1978-го года, модели S-класса с дизельными двигателями предназначались исключительно на экспорт в Северную Америку, за счет чего их комплектация отличалась некоторыми характерными особенностями – к примеру, автоматическая коробка передач, являющая, как правило, присущей более дорогим модификациям опцией, здесь входила в стандартный набор. Сошедшие с конвейера в октябре 1991-го года первые партии автомобилей на самом деле были отправлены через Атлантику. А в сентябре 1992-го модель стала доступной и на других рынках – и стала очень популярной для использования в служебных целях различными компаниями и таксопарками.

300SD Turbo W140
300SD Turbo W140

Ужесточение требований к выхлопным газам вынудило Mercedes-Benz урезать мощности остальных двигателей за счёт ограничения впрыска при больших оборотах. Это практически не сказалось на динамических характеристиках автомобилей, зато улучшило показатели расхода топлива. Появление таких "бюджетных" моделей S-класса дало компании возможность сделать лучше комплектации более дорогих моделей, с января 1993-го года отказавшись от МКПП на 300SE и 300SEL, а также заменив 225/60R16-е шины на 235/60R16.

600SEC W140
600SEC W140

С июня 1993-го года компания Mercedes-Benz вводит новую систему обозначения моделей, основой которой становится буквенное обозначение класса автомобиля в сочетании с цифрами, которые, как и прежде обозначают объём двигателя. В соответствии с новой системой были переименованы все существующие модификации W140-го: 300SD Turbo превратился в S350 Turbodiesel, 300SE 2.8 стал S280-ым, 300SE и 300SEL – S320-ми, 400SE и 400SEL – S420-ми, 500SE, 500SEL и 500SEC стали S500-ми, 600SE, 600SEL и 600SEC – S600-ми. В дополнение ко всему прочему также был снижен на 6-9 мм (в зависимости от модификации) клиренс автомобиля, что позволило снизить расход топлива за счёт увеличения прижимающей к дороге силы.

Mercedes S280 W140
Mercedes S280 W140

При этом превращение 300SE и 300SEL не ограничилось одним лишь переименованием. В новой системе распределенного впрыска (LH-Jetronic) была произведена замена проволочного датчика массового расхода воздуха пленочным (он же – мембранный), появившимся ещё на двигателе M104E28 в модификации 104 л.с, 944 Нм. Как и M104E28 , новый М104E32 также был промаркирован индексом 104.994. Обновленный двигатель отличался тем, что более низким оборотам теперь соответствовали более высокие значения крутящего момента.

Mercedes S320 W140
Mercedes S320 W140

В 1994-ом году модель претерпела ряд изменений, поскольку несмотря на высокие оценки покупателей, за первые три года продаж автомобилю так и не удалось достичь показателей предшественника – W126-го. Поэтому было принято решение провести ряд мероприятий, направленных на снижение цены W140-го. Февраль ознаменовался появлением в линейке купе новой "облегченной" модели S420 (тогда купе ещё не были выделены в отдельный CL -класс). А в марте рестайлингу подвергся и седан. Внешние изменения коснулись оптики – стекла указателей поворота, ранее оранжевые, были заменены прозрачными, по-новому стали выглядеть и задние фонари. Кроме того, был снижен клиренс автомобиля, а пластиковые бамперы стали теперь окрашиваться под цвет кузова. Также был обновлен салон и бортовая электроника. А флагман – седан S600 – обзавелся характерной узнаваемой решёткой радиатора.

Mercedes S600 W140
Mercedes S600 W140

V-образные восьми- и двенадцатиклапанные двигатели тоже получили ряд усовершенствований: М119-ый мотор был оснащён новым коленчатым валом, облегченными поршнями, новой системой контроля клапанов, а также – оптимизированным блоком управления двигателем и индивидуальными катушками зажигания на каждый цилиндр. Два последних изменения коснулись и М120-го мотора. Помимо этого автомобили получили и обновленную АКПП – более легкую и компактную, с электронным управлением и пятой повышенной передачей, блокировочный механизм которой реализовывался на основе гидротрансформатора. В результате все эти нововведения привели к снижению расхода топлива на 7% и уменьшению выброса угарного и прочих вредных газов почти в два раза – на 40%, причём это никак не отразилось на динамических характеристиках автомобиля.

В июне 1996-го года модель претерпевает последние изменения. Купе обновляется по тому же принципу, что и седан в 1994-ом. Параллельно с этим компания принимает решение о выделении купе в отдельный CL-класс (аббревиатура CL расшифровывается как "Comfort Leicht", что в переводе означает "Легкий и комфортный"), продолжая тем самым дальнейшее развитие собственной системы классификации.

Pullman W140
Mercedes Pullman W140

При этом седана также коснулись изменения, ранее внедренные в конструкцию купе: помогающие ориентироваться при парковке выдвижные антенны на задних крыльях были заменены радарной системой – Parktronic. Также модель была оснащена GPS-приёмником – системой спутниковой навигации. Параллельно с этим S350 Turbodiesel был заменен моделью S300 Turbodiesel с трёхлитровым турбодизельным двигателем ОМ606. Уменьшение рабочего объёма двигателя позволило снизить расход топлива, при этом динамические свойства машины совершенно не пострадали, напротив, став даже лучше – это было достигнуто за счёт удвоения числа клапанов и внедрением турбонаддува с промежуточным охлаждением.

Бронированный W140
Бронированный W140

Но даже все эти новшества и увеличение к концу 90-х объёмов производства и, вместе с тем, продаж всё равно не позволили W140-му хотя бы догнать по этим показателям W126-ой.

И всё же, невзирая ни на что, значение W140-го представителя S-класса для Mercedes нельзя недооценивать. Эта модель стала символом и эталонным образцом автомобилей представительского класса (F), задав своего рода стандарт и утвердив лидерство компании в этом сегменте на много лет вперёд. Производство начинают сворачивать в июле 1998-го года, а окончательная остановка конвейера происходит 25 августа, при этом вплоть до 2000-го продолжается мелкосерийный выпуск W140-ых – в виде спецсерий бронированных Sonderschutz и удлинённых лимузинов Pullman. А на смену W140-му приходит новый представитель S-класса – Mercedes-Benz W220 с соответствующим ему купе C215.

 

Особенности модели

Mercedes V140
Mercedes V140

Mercedes-Benz W140 радикально повлиял на будущие модели не только своей марки, но и всего мирового автомобильного сообщества, задав соответствующий тон. Эта модификация была одной из немногих, где применялась система двойного стеклопакета, что позволяло гарантировано изолировать водителя и пассажиров от внешних источников шума, а также надёжно препятствовало образованию конденсата и запотеванию стекол. Кроме того, электростеклоподъёмники работали таким образом, что при встрече постороннего препятствия на пути движения стекла оно автоматически останавливалось. Помимо этого, на W140-ом была впервые применена система электрической коррекции положения салонного зеркала заднего вида, а боковые можно было сложить нажатием одной-единственной клавиши. Характерной особенностью W140-ых ранних выпусков было наличие задних антенн, поднимающихся при включении задней передачи и облегчающих парковку – такая необходимость была вызвана большими габаритами автомобиля.

Mercedes S280 W140
Mercedes S280 W140

Поскольку седаны представительского класса обычно позиционируются как автомобили для пассажиров, особое внимание про проектировании таких автомобилей всегда уделяется комфорту задних мест. В данном случае они оборудовались электроподогревом, а в отдельных исполнениях задние кресла могли комплектоваться ортопедическими сиденьями с надувными подушками. Благодаря удлиненной базе V140-ых задним пассажирам дополнительно предоставлялось 10 лишних сантиметров до спинок передних кресел. А С140-ые купе, напротив, ориентировались на удобство и комфорт водителя и переднего пассажира.

 

Новшества и технологические прорывы

Mercedes S420 W140
Mercedes S420 W140

С технологической точки зрения, Mercedes W140 является своеобразным мостом между эпохами механики и компьютеризированной электроники. Именно поэтому за семь лет своего производства автомобили первых и более поздних серий существенно отличались комплектациями. К примеру, в 1996-ом году все они были оснащены новой тормозной системой, при экстренном торможении задействовавшая не только передние, но и задние колеса. Помимо этого автомобили начали оснащать компьютерной системой стабилизации ESP, которую впоследствии выпускали по лицензии и для других производителей автомобилей. Также эта модель комплектовалась боковыми подушками безопасности – впервые за всю историю марки.

S300 Turbodiesel  W140
S300 Turbodiesel W140

Однако по репутации автомобиля – особенно с точки зрения его безопасности – был нанесен существенный удар после случившегося в августе 1997-го года дорожно-транспортного происшествия, всколыхнувшего всю мировую общественность. Речь идёт о гибели принцессы Дианы – она находилась в салоне S280-го, на скорости около сотни километров в час врезавшегося в колонну Парижского путепровода. Никто из находившихся в автомобиле троих людей не выжил. Позже представители компании заявили, что никакой автомобиль не защитит от действий нетрезвого водителя, нарушающего правила дорожного движения – что и послужило причиной этой страшной катастрофы. К тому же, пассажиры отказались воспользоваться ремнями безопасности, а как раз это могло бы спасти их жизни.

 

Нестандартные модели и спецсерии

Sonderschutz
Mercedes Sonderschutz

Mercedes W140 выпускался не только линейкой стандартных моделей, но и во множестве специальных мелкосерийных модификаций. На базе 500SEL и 600SEL в феврале 1992-го года был налажен выпуск бронированной спецсерии «Sonderschutz» (в переводе означает "Спецзащита") – это были автомобили класса B6+/B7, оснащённые бронированными окнами, дополнительными металлическими плитами и специальными шинами типа CT265/40R500 114H – всё вместе это на полторы тонны утяжелило автомобиль.

Pullman Sonderschutz
Pullman Sonderschutz

Ещё одной спецсерией стали лимузины Pullman. Традиционно удлинением Мерседесов занималась фирма Binz, но в июле 96-го года заказы на такие S600 стали приниматься непосредственно Daimler-ом – V140-ой распиливался, и добавлялась вставка длиной в целый метр. А с июля месяца 1997-го года лимузин Pullman стал выпускаться и на базе V140-го S500. Ранее, в сентябре 95-го, свет увидел так называемый «Pullman-Sonderschutz», представляющий собой бронированный лимузин, в котором были совмещены отличительные особенности обеих спецсерий. Работа по созданию данных модификаций являлась очень трудоемкой, поскольку все манипуляции выполнялись вручную, и оформлялась исключительно по индивидуальным договоренностям с клиентами (именно поэтому официально цена на них никогда не озвучивалась), а по срокам на это могло уйти до двух лет. Вот почему последние 140-ые были отправлены новым хозяевам только лишь в марте 2000-го года. Ещё в марте 1997-го года появилась уникальнейшая модификация на базе V140 S500, выполненная по спецзаказу Ватикана: ландо для Папы Римского, прозванный в народе "Папамобилем". И если он был собран в одном-едином экземпляре, то вот точное число "обычных" броневиков и лимузинов доселе неизвестно, поскольку по документам они значились стандартными «пятисотыми» и «шестисотыми».

W240 Maybach
W240 Maybach

И если уж сама компания остановилась на выпуске перечисленных модификаций, то независимые тюнеры пошли дальше, создав множество других интересных моделей. К примеру, в период выпуска W140-ых, Mercedes-Benz начал тесное сотрудничество с фирмой AMG. Когда в конце 50-ых Daimler ушёл из автоспорта, перепрофилированием Мерседосов в гоночные автомобили занялась группа инженеров-энтузиастов, в 1967-ом году образовавших в Аффальтербахе специализирующуюся на этом фирму. Они участвовали в соревнованиях различных лиг автомобильного спорта, преимущественно в DTM, при этом машины продавались и частным клиентам.

К началу 1993-го с AMG было заключено соглашение, в результате которого она становилась официальным тюнером компании и занималась доработкой стандартных моделей. После появления двенадцатицилиндровго двигателя M120 у AMG появилась возможность создать ряд модификаций Суперкаров, что, в свою очередь, повлекло создание моторов объемами в 6,9, 7,1 и 7,3 литра.

W140 Brabus
W140 Brabus

А в 1997-ом году специально для султана Брунея – Хассанала Болкиаха – AMG выпустил десяток автомобилей, базой для которых послужили ранее разработанные прототипы карет скорой помощи. Внешне машины выглядели как универсалы с передом от С140-го, а под капотом обнаруживался двенадцатицилиндровый мотор объёмом 7,3 литра.

W140 AMG
Mercedes W140 AMG

Кроме того, создавались и другие модификации W140-го: шестиместный лимузин от Brabus-а, получившийся из удлиненного на полметра V140-го, полноценный кабриолет от Lumano, получившийся из лишенного крыши C140-го, на основе последнего также был создан трёхдверный лифтбэк от Zagato. Помимо этого, удлиненные модели были созданы также фирмой Caro и Binz, а компанией Carat Duchatelet был создан «Pullman-Sonderschutz» – как они его видели.

Итоговая оценка

По мнению многих, W140 от Mercedes стала последней моделью из тех, высокое качество которых основывалось на технологических новшествах и значило гораздо больше экономичности и затратности. В Западной Европе – и самой Германии в частности – этой модели так и не удалось догнать по показателям продаж своего предшественника – с конвейера сошло всего 432 732 автомобиля, из них 26 022 – купе. При этом аналогичный показатель для W126-ого был в два раза больше.

Mercedes
Mercedes "Папомобиль"

И всё же все те, кто смог позволить себе этот автомобиль, отмечали его высокое качество. Бытует мнение, что именно 140-ая модель задала тон S-классу, вытеснив полноразмерный седан и заменив его представительским лимузином, явившись, фактически, идеологическим преемником ставшего легендой лимузина W100 600, в пользу чего свидетельствует флагман – V140 600SEL/S600.

К слову, последняя цифра оказалась исторической для российского рынка. Ставшее именем нарицательным прозвище "Шестисотый" флагман престижной немецкой компании получил, приглянувшись новому поколению российской элиты (так называемым "новым русским") – ведь его серийное производство началось 1991-ом году, как раз после распада Советского Союза. После того, как W140 был снят с производства, мерседесовский S-класс вновь вернулся к полноразмерным седанам, а новым флагманом компании стал лимузин W240 от дочерней фирмы Maybach – к слову, от 140-го у новой модели остались шасси.

Интересные факты